Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Учитывая пристальное внимание государств к деятельности Всемирной торговой организации, несомненно, вызывают интерес принимаемые ей новые соглашения, основанные на современных тенденциях развития торговли и стремлении государств как можно продуктивнее и без преград вести внешнеэкономическую деятельность. В частности, речь идет о Соглашении об упрощении процедур торговли, принятом в 2014 г.
Современный мир невозможно представить без торговых связей, бурный рост которых мы наблюдаем в последние десятилетия. Несомненно, интенсивное развитие торговли требует либерализации ее условий, снятия таможенных, технических и прочих барьеров, налаживания диалога между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами. Упрощение процедур торговли является одной из приоритетных задач современности. Так, например, устранение барьеров для доступа товаров и услуг ЕС на зарубежные рынки является одной из ключевых функций единой торговой политики ЕС. Регулируется данное направление положениями Стратегии по доступу на зарубежные рынки, которые недвусмысленно определяют, что в современном мире благосостояние европейских производителей зависит от эффективного доступа производимых в ЕС товаров на зарубежные рынки, в том числе Индии, Бразилии, России.
МЕСТО УПРОЩЕНИЙ И УНИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ В СОГЛАШЕНИИ ОБ УПРОЩЕНИИ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ
Следует отметить, что официального определения понятия «упрощение торговли» («trade facilitation») нет. Тем не менее, Европейская экономическая комиссия ООН и Центр ООН по упрощению процедур торговли и электронному бизнесу понимают под ним упрощение, гармонизацию и стандартизацию процедур и связанных с ними потоков информации, которые призваны облегчить перемещение товаров на международном уровне от покупателя к продавцу и передачу оплаты в обратном направлении.
Несомненный интерес вызывает Соглашение об упрощении процедур торговли – первое многостороннее торговое соглашение, вступившее в силу за последние 20 лет. Основной целью его принятия является «необходимость эффективного сотрудничества… по вопросам упрощения процедур торговли и соблюдения таможенных правил», а также прояснение ряда статей ГАТТ7 «с целью дальнейшего ускорения перемещения, выпуска и таможенной очистки товаров, включая транзитные товары».
Согласно оценкам Международной торговой палаты (далее – ICC), это позволит создать около 20 млн. рабочих мест по всему миру, причем большинство из них – в развивающихся странах. ICC являлась главным сторонником Соглашения об упрощении процедур торговли и сыграла ключевую роль в переговорах 2013 г., которые привели к согласию и тесному сотрудничеству ВТО/WTO и других международных организаций в целях координации и поддержки реализации проекта .
Соглашение уже ратифицировали более чем 2/3 стран – членов ВТО/WTO, последними из которых стали Чад, Иордания, Оман и Руанда. Российской Федерацией принят Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 38-ФЗ «О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации».
По данным ЮНКТАД, средняя таможенная сделка включает в себя 20–30 партий товаров, 40 документов, 200 информационных элементов (30 из которых повторяются по крайней мере 30 раз) и перекодирование 60–70% всех данных. С учетом постепенного понижения тарифов в мировой торговле стоимость совершения таможенных процедур во многих случаях превышает стоимость подлежащих уплате таможенных пошлин.
В рамках ВТО/WTO вопросам упрощения административных барьеров в торговле посвящены ст. 5, 8, 10 ГАТТ, касающиеся свободы транзита, сборов и установленных правил поведения, связанных с импортом и экспортом, а также публикации и применения правил торговли.
При принятии Соглашения указывалось, что правовая база ВТО/WTO до последнего времени испытывала нехватку положений в области регулирования таможенных процедур, таможенной документации и не отличалась прозрачностью. В целях устранения обозначенных проблем в ходе министерской конференции ВТО/WTO (Бали, Индонезия, 3–6 декабря 2013 г.) было принято Соглашение об упрощении процедур торговли.
Большинство положений, касающихся таможенных процедур, фактически повторяет принятые ранее договоренности в рамках другой международной организации – ВТО/WCO12. В частности, речь идет о Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола от 26 июня 1999 г., больше известной как Киотская конвенция, которая является универсальным кодификационным международно-правовым актом в области таможенного дела, регулирующим практически все таможенные вопросы. Киотская конвенция направлена, с одной стороны, на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой – на то, чтобы такое ускорение и упрощение не привели к нанесению ущерба интересам государства и общества (в аспектах пополнения доходной части государственного бюджета и защиты внутреннего рынка) .
Соглашение состоит из двух разделов:
– первый раздел регулирует таможенные аспекты сделки и подробно разъясняет необходимые законодательные усовершенствования процедур, касающихся таможенного регулирования;
– второй раздел закрепляет основу для особого, дифференцированного режима в отношении развивающихся и наименее развитых стран.
Как в Соглашении, так и в Генеральном приложении к Киотской конвенции установлена обязанность проведения консультаций «между пограничными органами и лицами, осуществляющими торговлю, или другими заинтересованными сторонами на своей территории», «с участниками торговой деятельности в целях расширения сотрудничества и облегчения участия в разработке наиболее эффективных методов работы, соответствующих положениям национального законодательства и международным соглашениям».
Безусловно, новеллой является обязанность членов Соглашения учредить информационный центр для предоставления ответов на обоснованные запросы правительств и лиц, осуществляющих торговлю. При этом уточняется, что члены таможенного союза или члены, участвующие в региональной интеграции, могут создавать или поддерживать работу общих информационных центров на региональном уровне. Сторонам Соглашения рекомендуется не взимать платы за ответы на запросы и предоставление требуемых форм и документов. Если такие платежи и сборы имеются, то члены Соглашения должны ограничивать их сумму приблизительной стоимостью оказанных услуг.
Статья 2 Соглашения, как и большинство таможенных кодексов стран, предполагает предоставление достаточного времени для того, чтобы лица,